Бетховен Людвиг Ван
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — немецкий композитор, пианист, дирижёр.
Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы.
годы жизни: 1770 - 1827
Людвиг Ван Бетховен родился 1770г.в г. Бонне, недалеко от французской границы. Отец и дед его были придворными музыкантами.Маленький Людвиг рано проявил свои музыкальные способности и отец начал занятия с ним с пяти лет, рассчитывая сделать своего сына, подобно Моцарту, вундеркиндом, извлечь из этого материальную выгоду.
Занятия проходили беспорядочно. Отец Бетховена часто бывал грубым, жестоким, чрезмерно требовательным. Он заставлял мальчика часами играть одни и те же упражнения. Иногда, приходя домой поздно ночью, он будил сына и сажал его за инструмент.
Мать Людвига была добрая и ласковая, но она не могла должнымобразом повлиять на отца. Итак, детство Бетховена было тяжелым инерадостным.
Восьми лет Бетховен начал выступать в концертах. Играл он на разных инструментах, пробовал писать музыку и хорошо импровизировал. Но систематическое образование, регулярные занятия начались только с одиннадцати лет, когда Людвиг уже сам работал при дворе в должности помощника придворного органиста-музыканта, который сопровождает церковную службу на органе.
Органистом был талантливый композитор Неефе, культурный музыкант, который хорошо владел техникой писания музыки, отлично знал музыкальную литературу. Неефе очень полюбил своего ученика и был для него не только хорошим педагогом, но и наставником и другом. Именно Неефе посоветовал и помог Бетховену в 1787 г. поехать в Вену для занятий с Моцартом.
Моцарт, которому надоедали посещения многочисленных вундеркиндов, встретил Бетховена не особенно приветливо. Но, услышав импровизацию семнадцатилетнего юношу на заданную тут же тему, гениальный композитор обратился к своим знакомым, которые были в соседней комнате: «Обратите внимание на этого юношу - в будущем весь мир заговорит о нем»,
Бетховену не удалось работать с Моцартом, так как он вынужден был вскоре вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вернуться скоро в Вену Людвиг не смог, потому что мать его умерла, и он вынужден был взять на себя заботу о семье.
Несмотря на заботу о младших братьях и материальные трудности, Бетховен в это время много работал, пополняя свое общее и музыкальное образование. Он слушал некоторое время лекции по философии в университете, быстро проникся передовыми идеями того времени, связанными с французской буржуазной революцией 1789 p., ознакомился с демократическими идеями французских просветителей, и это заложило основу республиканским взглядам Бетховена, мыслям об общественной справедливости, о свободе человека, о борьбе с тиранией.
В 1792 г., после смерти отца, Бетховен вновь поехал в Вену, где получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.
У Бетховена было сильно развито чувство собственного достоинства, он остро и болезненно чувствовал унизительное придворного музыканта и поэтому часто бывал резкий по отношению к людям, которые оскорбляли его своим чванством. Бетховен часто подчеркивал, что иметь талант значительно важнее и почетнее, чем иметь знатное происхождение. «Князей много - Бетховен один», заявил он меценату князю Лихновскому.
В эти годы Бетховен много писал, обнаруживая в своем творчестве уже полную зрелость. Особенно выделяются некоторые фортепианные сонаты этого периода, в частности: № 8 - «Патетическая», №12 - соната с похоронным маршем, № 14 - «Лунная», две первые симфонии, и первые квартеты.
Благополучие Бетховена вскоре нарушается тяжелым недугом. 3 26лет Бетховен начал терять слух. Лечение не давало облегчения и в 1802 г. у Бетховена закрадывается мысль о самоубийстве. Но высокое призвание музыканта-художника, любовь к искусству, которое «должно висекать огонь из мужественной души» и с помощью которого он мог бы «обращаться к миллионам», заставили Бетховена преодолеть чувство отчаяния. В так называемом «Гейлигенштадськом завещании", написанном в то время своим братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным ». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».
Дальнейший период до 1814 г. был самым продуктивным в творчестве Бетховена. Именно в этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата». После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. В это время он очень мало писал.
В 1818 г. Бетховен почувствовал себя лучше и с новым воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает 9-я симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.
За три года до смерти Бетховена друзья организовали концерт из его произведений, в котором были исполнены 9-я симфония и отрывки из «Торжественной мессы». Успех был огромный, но Бетховен не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. Тогда Бетховен был уже совсем глухой. Уже с 1815 г. во время разговора он прибегал к записям.
Последние годы жизни Бетховена были периодом еще более гнетущей политической реакции, особенно резко проявившейся в Вене. Бетховен часто открыто выражал свои республиканские, демократические взгляды, свое возмущение тогдашним порядком, за что ему нередко грозил арест.
Состояние здоровья Бетховена резко ухудшилось. В марте 1827 Бетховен умер.
По материалам научного пособия для пед. училищ
Другие биографии категории:
Бородин Александр ПорфирьевичБортнянский Дмитрий Степанович
Вивальди Антонио Лучо (Antonio Lucio Vivaldi)
Вагнер Рихард
Отзывы читателей: Ваше сообщение будет первым.
Пожелания, уточнения, дополнения: