Пастернак Леонид Осипович

Пастернак Леонид Осипович

Пастернак Леонид Осипович.

Настоящее имя - Аврум Ицхок-Лейб.

Родился 22.3.1862 в Одессе.

Умер -31.5.1945 в Оксфорде.

Живописец, портретист, график.

Отец поэта Бориса Пастернака.

 

Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, занимаясь живописью и рисунком в мастерской академика Е. Сорокина. Овладение анатомией дало будущему художнику обширные познания о строении человеческого тела, его пропорциях и движении. В 1883 Леонид перевелся на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств у профессоров И. Г. Гертериха и И. Лиценмейера.

Тогда же познакомился с В. Серовой, возглавлявшей русский кружок, матерью художника В. Серова, это, вероятно, послужило началом дружбы между семьями Серовых и Пастернаков. У обоих художников было много общего во взглядах на искусство и на жизнь. В свои наезды в Одессу для сдачи университетских экзаменов Леонид помещал карикатуры, эскизы и бытовые сценки в юмористических и др. журналах, и много лет спустя М. Горький говорил Пастернаку: "Я помню вашего "босяка", он был первым в нашей литературе". По окончании университета Пастернак в 1885-86 проходил военную службу вольноопределяющимся в артиллерии. Как и везде, он зарисовывал все, что представлялось интересным глазу. Один из этих эскизов послужил сюжетом для первого большого холста - "Письмо с родины" (1889).

В Одессе Леонид встретился с пианисткой Розой Кауфман, которую А. Рубинштейн еще в ее детские годы отметил как исключительное музыкальное явление и устраивал ее концертные выступления в Москве и Петербурге: в 1889 они поженились и переехали в Москву, где Пастернак присоединился к поленовскому кружку. Известный коллекционер П.Третьяков посетил Леонида Осиповича и тут же, "с мольберта", купил "Письмо с родины"; успех этой картины на очередной выставке передвижников выдвинул имя Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Н. Ге называл его своим продолжателем. В Москве Пастернак давал уроки, впоследствии с художником Штембергом открыл частную рисовальную школу: он вводил новые, приобретенные в мюнхенской Академии приемы, в особенности рисование углем, с натуры. В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

В 1890 граф Ф. Сологуб сделал Леонида Осиповича художественным редактором нового литературно-художественного журнала "Артист", который, по мнению К. Бальмонта, печатавшего там свои первые стихи, "был предтечей "Мира искусств". В 1891, по предложению издателя П. Кончаловского (отца художника), Пастернак взял на себя общее руководство художественной частью иллюстрированного издания сочинений Лермонтова. Помимо включения собственных иллюстраций, Пастернак пригласил к участию ряд других художников, в том числе и малоизвестного тогда, но высоко ценимого им М. Врубеля. В это время художник много сил отдавал писанию портретов. В них он старался достичь слияния живописной композиции не только с лицом, но и с внутренней сущностью портретируемого. Пастернак обладал способностью улавливать нюансы постоянной смены настроений в живой натуре, и эта импрессионистическая быстрота фиксирования неповторимых мгновений характерна не только для его портретов, но для всего творчества, в особенности для рисунков и эскизов. В 1894 написал картину "Накануне экзаменов", которая получила 1-ю премию на Мюнхенской международной выставке, а в 1900 со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

В своих воспоминаниях Пастернак замечает, что два года были особенно знаменательными в его жизни: 1893 - знакомство и сближение с Л.Толстым и 1894 - поступление преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. В результате реформ и включения в состав преподавателей Н. Касаткина, К. Коровина, Пастернака, Серова и др., училище стало считаться наиболее прогрессивной художественной школой не только в России, но и за рубежом. Введены были общеобразовательные курсы. В. Ключевский читал лекции по русской истории, и Леонид Осипович увековечил его в портрете. За время 25-летнего преподавания его в Училище многие из его учеников сами стали известными художниками (С. Герасимов, П. Кончаловский, Н. Крымов, С. Щербаков и др.). В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к художнику с просьбой проиллюстрировать его новую книгу "Воскресенье". Для Пастернака, боготворившего Толстого, это предложение было одним из "чудес" в его жизни. "Воскресенье" с иллюстрациями вышло в Петербурге (отд. изд. в Париже, Лондоне и Нью-Йорке); оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900. Л.Толстой восторгался портретностью пастернаковских рисунков, угадыванием изображаемых в романе лиц.

В 1900 у Пастернаков родилась дочь Жозефина, а через два года - Лидия. Художник создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Намекая на успехи его детских портретов, знакомые шутили, говоря, что у Пастернаков "дети кормят родителей".

В 1901 Люксембургский музей в Париже заказал пяти наиболее известным художникам, среди которых был и Леонид Осипович, картины из русской жизни. Пастернак написал ставшую знаменитой картину "Толстой в кругу семьи" в вечернем освещении. Великий князь Георгий Александрович, увидев ее на выставке "Мир искусства", решил приобрести для Музея Александра III (ныне Русский музей в Петербурге). Участвовал в первых выставках "Мир искусства" и был членом-учредителем Союза русских художников. В 1904 ему было поручено устройство русского отдела на выставке в Дюссельдорфе. Воспользовавшись пребыванием за границей, он посетил Италию: не имея времени копировать любимые картины, делал небольшие эскизы, представлявшие полную гамму красок оригинала. И. Трабарь, а впоследствии и знаменитый английский искусствовед лорд Кеннес Кларк отметили эту чрезвычайно оригинальную, по их мнению, "миниатюрную галерею старых мастеров".

Во время революции 1905 Пастернак в связи с закрытием Училища прожил год в Берлине. Там он написал портрет М. Горького, занимался техникой гравюры. Вместе с финским художником Акселем Галеном выставлялся в галерее Шульте в Берлине. В 1907 ездил в Бельгию и Англию по приглашению Ч. Винсента - англичанина, познакомившегося с детскими сюжетами художника по репродукциям в лондонском журнале "Studio" и заказавшего художнику портрет своей дочери. Пастернаку предлагали переехать в Лондон, но у него "и в мыслях не было покинуть Москву и любимое училище", как писал он в своих воспоминаниях. Работы тех лет характеризовало органическое соединение лиризма и непосредственности. В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Р. Пастернак (сначала на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) начал свою большую работу "Поздравление" - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

В начале 1-й мировой войны художник по просьбе городских властей Москвы выполнил плакат "Раненый солдат" цветной литографией. Плакат предназначался для благотворительного сбора в пользу жертв войны. В 1918 Московский совет использовал подаренный в свое время городу плакат в качестве антивоенной пропаганды. Леонид Осипович делал зарисовки и портреты деятелей революции, в том числе Ленина, композиции во время заседаний ВСНХ, ВЦИК и др. Приобретенные правительством, они были уничтожены в 1930-е.

В 1921 Пастернак в связи с ухудшением здоровья выехал в Берлин. Вместе с ним отправились жена и дочери, сыновья остались в Москве. После лишений военных и послереволюционных лет художник испытал как бы новый подъем творческих сил. Несмотря на малоблагоприятные условия в скромном пансионе, он с воодушевлением взялся за работу, написал портреты многих известных ученых, художников и писателей: филолога А. фон Гарнака, физика А. Эйнштейна, поэта Р. М. Рильке, писателя Г. Гауптмана, художников Л. Коринта и М. Либермана и мн. др. Среди русских, с кем Леонид Осипович встречался и портреты которых он писал в Берлине, А. Ремизов, Л. Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и Н. Розенель. Интересны городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена, натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением. В 1924 по предложению друзей Пастернак присоединился к литературно-художественной экспедиции в Египет и Палестину: результатом явилась серия колоритных зарисовок.

Помимо участия в выставках Сецессиона, показывал свои работы в галерее Хартберга (персональные выставки в 1927 и 1931). Пресса и публика восторженно отнеслись к творчеству русского художника, однако приход к власти нацистов коренным образом изменил обстановку. В 1932 в Берлине вышла монография Пастернака с воспоминаниями о Л.Толстом и автобиографическими заметками: большую часть тиража не успели вывезти из типографии, где она была уничтожена в мае 1933 во время публичного сожжения книг нацистами. Была запрещена также подготовленная к 75-летию художника выставка, которую он собирался потом переслать в Москву.

В конце 1930-х Пастернак принял решение вернуться на родину, но перед этим он хотел навестить свою младшую дочь в Лондоне. Картины художника в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву. В Лондоне он снова взялся за работу, написал более десятка портретов; несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ. Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом: через неделю началась 2-я мировая война. Пастернак остался у дочери в Оксфорде, где и скончался.

Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в России (Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Л. Толстого, Музей изобразительных искусств им. А. Пушкина и многочисленные провинциальные музеи): в Европе и Америке ("Musbe d'Orse" - Париж, "Tate Gallery", "British Museum" - Лондон, "Asmolean Museum" - Оксфорд, "Artmuseum" - Бристоль и др.): в собрании наследников двух дочерей Пастернака в Англии (там же хранятся рукописи его записок и обширная переписка). Бумаги и рисунки находятся также в рукописных отделах музеев России, РГАЛИ, РГБ, РНБ, ИРЛИ и семейных собраниях его наследников в Москве.

Несколько посмертных выставок прошли в Москве (1969, 1979, 1990), а также в Англии, Германии и США (полный каталог работ художника подготовлен к изданию в Англии). В организации выставок большую роль сыграли дочери Пастернака.

Жозефина Леонидовна Пастернак

(1900-1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин; окончила там философский факультет университета, работала над книгой, посвященной критике детерминизма. Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака, одного из директоров Южногерманского банка, и поселилась вместе с мужем в Мюнхене. Родители ежегодно приезжали к ним на лето; художник подарил им и сам развесил в комнатах часть своих лучших работ (среди них портрет Жозефины, 1927). Жозефина начала писать стихи. Прочитав некоторые из них, ее брат, Борис Пастернак, писал: "Я в совершенном удивлении... Уверенность прикосновенья к теме, естественность спокойно исчерпывающего ее оборота, движенье в том промежутке между напряженностью и прозрачностью, в каком только и можно сказать так, как это хотел - все это я у тебя встретил в степени, редкой даже у сложившихся художников". Книга стихов Жозефины под псевдонимом Анна Ней была издана в Берлине ("Координаты", 1938). Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде. После войны Жозефина много сил отдавала работе с архивом отца; составила книгу "Записки разных лет". Фототипическим способом переиздала книгу своих стихов уже под собственным именем (1971), а в 1984 в Париже вышла ее вторая книга "Памяти Педро". Бумаги Жозефины хранятся у ее наследников, Чарлза Пастернак и Элен Рамзи в Оксфорде.

Лидия Леонидовна Пастернак

(19021989) в сентябре 1921 вместе с родителями уехала в Берлин. В 1926 окончила химический факультет Берлинского университета и поступила работать в Мюнхенский институт психиатрии; получила докторскую степень. В начале 1930-х перешла в лабораторию психиатрии Института Кайзера Вильгельма в Берлине (в той же группе работал Н. Тимофеев-Ресовский). В 1935 вышла замуж за своего коллегу Эл. Слейтора, переехала в Англию. В своем доме в Оксфорде Лидия давала приют самым разнообразным людям - беженцам из Германии и Польши, бездомным поэтам и художникам. Лучшую комнату отвела отцу под мастерскую, где он много и плодотворно работал. Воспитывала своих четверых детей. После войны завязываются ее связи с русской колонией в Оксфорде, дружба с университетскими славистами, профессорами Н. Зерновым, Г. Катковым и др. Она помогала изданию английского перевода прозы Бориса Пастернака. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке. Поэтическое мастерство, умение облечь в четкую форму поэтические образы пригодились в ее литературных занятиях: Лидия начала переводить стихи Бориса (первая книга вышла в 1958; в 1963 и 1984 изданы сборники с предисловием Лидии). Переводы Лидии поражают гармоническим и образным сходством с оригиналом, в них слышна звуковая форма русского стихотворения, удивительное проникновение в знакомую ей с детства манеру выражения мысли поэтом. С 1956 Лидия - поверенная брата в делах английских изданий. После смерти Бориса ежегодно приезжала в Москву; стала переводить на английский язык стихи А. Ахматовой, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, публиковала их в разных английских журналах. Устраивала вечера русской поэзии в Пушкинском клубе в Лондоне и разных университетах Англии; ее выступление в Карнеги Холл в Нью-Йорке прошло с большим успехом. Английские стихи Лидии вышли в книге "Before sunrise" (Лондон, 1971), русские - в Женеве в 1974. Ее стараниями через год вышел сборный том воспоминаний, очерков и переводов о семье Пастернак (Женева, изд-во "Poesie vivante"). Последней работой Лидии была подготовка новых переводов для двуязычного издания стихов Бориса Пастернака (М., 1990). Архив Лидии хранится в ее доме в Оксфорде.

Соч.: Записи разных лет.М., 1975.

Лит.: Osborn Max. Leonied Pasternak. Warsaw, 1932.

E. Пастернак

Другие биографии категории:

Васнецов Виктор Михайлович
Леонардо да Винчи (как художник)

Отзывы читателей:

Лидия Муромцева 2012-10-04 13:40:39

Статья открыла мне новое для меня имя - Леонид Пастернак. А начало всему положила его иллюстрация к Энциклопедии братьев Гранат (юноша, собирающий плоды) хотелось бы больше узнать об истории создания этого рисунка


Пожелания, уточнения, дополнения:

Ваше имя


Текст сообщения

5 плюс 10 будет: