Аристотель Стагирский

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции...

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 

По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась все более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности - Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.

Отец Аристотеля был врачом македонского царя Аминты II, сын которого Филипп, став царем Македонии, в 343 г. до н. э. пригласил Аристотеля в наставники к своему сыну Александру Македонскому.

В 366 г. до н. э. молодой Аристотель приехал в Афины в академию Платона и пробыл там вместе с Платоном около двадцати лет. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы».

С 343 по 339 г. до н. э. Аристотель жил в столице Македонии в качестве наставника Александра Македонского. Будущий полководец высоко ценил своего учителя, сказав о нем позднее: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену».

В 339 г. до н. э. Аристотель возвратился в Афины, где организовал свой Лицей и успешно руководил им 13 лет.

После смерти Александра Македонского Аристотель был изгнан из Афин на о. Эвбею, где умер в 322 г. до н. э. (Предание о смерти Аристотеля гласит о том, что он бросился с утеса в море, отчаявшись выяснить причину приливов и отливов.)

Аристотелем было написано много работ. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Метафизика» (философия - 14 книг), «Физика» (8 книг), «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «Органон» (логика), «О небе», «История животных». Недаром Ф. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов. Пожалуй, ни один ученый древности не оказал на развитие науки и мышления такого глубокого и длительного влияния, как Аристотель. В своей «Физике» он поднимает и глубоко рассматривает многие вопросы: о материи и движении, о пространстве и времени, о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о действующих причинах. Если еще учесть метод изложения, о чем будет сказано ниже, то станет понятным, почему «Физика» Аристотеля является скорее трактатом по философии, чем по естествознанию.

Bce механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение — это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой неподвижных звезд, где кончается материальная Вселенная.

Земные же движения, где все несовершенно и имеет начало и конец, бывают естественные и насильственные. Естественное движение - это движение тяжелого тела вниз к центру Мира, к центру Земли, и легкого вверх. Это движение тел происходит «само собой», в результате стремления тела занять свое естественное место. Оно не нуждается в силах. Все остальные движения на Земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил (в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой основной принцип динамики Аристотель формулирует так: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». Аристотель считал, что скорость тела изменяется прямо пропорционально действующей силе. Ошибочность этих положений механики Аристотеля впервые показал Галилей, открыв закон инерции. Основной закон динамики верно впервые записал И. Ньютон в 1687 г. Движение тел происходит в пространстве, свойства которого Аристотель связывает со свойствами самих тел. Он отрицает существование пустого пространства, аргументируя это различными доводами. Науке понадобилось длительное время, чтобы разобраться в этой аргументации, что было сделано Галилеем и Эйнштейном.

По Аристотелю, нет и времени, существующего независимо от происходящих событий, от каких-либо изменений.

Аристотель признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отображениями идей, постигаемых душой, и на познание, которое должно отвернуться от реального опыта. Знаменитые слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже» — означали отход его от воззрений своего учителя.

Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. А тех, кто выступал против Аристотеля, часто обвиняли в выступлении против религии и церкви, и церковь жестоко расправлялась с еретиками.

Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название его книги «Физика» стало названием всей физической науки. Он очень верно определяет задачи физики, сводя их к исследованию «первых причин» природы (основных законов), «первых начал» (принципов) и ее «элементов» (основополагающих частиц).

Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: «От более явного для нас к более явному по природе». Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они им представляются («явными для нас»), а не такими, какими они есть на самом деле («по природе»). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к «явному по природе» и «менее явному для нас». История науки подтверждает этот путь познания.

Своеобразен и метод изложения Аристотелем своих физических воззрений. В его «Физике» нет математических формул, он совершенно не обращался к опыту, так как, по его мнению, «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание». Кроме того, проводя тщательное эмпирическое обоснование своих биологических взглядов и формируя некоторые общие понятия, Аристотель, по-видимому, считал их достаточными для построения «Физики». Пренебрежительное отношение к физическому эксперименту было связано, возможно, еще и с тем, что в эпоху рабовладельчества «ремесленное искусство» считалось уделом низших.

Что касается математики, то Аристотель полагал недопустимым ее применение к исследованию природы по двум причинам.

1) «математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном движении и изменении»;

2) «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе».

Подводя итог сказанному об Аристотеле - об этом, по словам К. Маркса, «Александре Македонском греческой философии», следует еще раз напомнить, что в своих работах он затронул почти все естественнонаучные вопросы своего времени, пытаясь ответить на них. В трудах великого философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие мысли, которые являются предметом исследования науки по сей день и получают в ней новое, современное толкование. Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философии мир, подобно тому как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти двадцати столетий (вплоть до XVII в.) излагалось по Аристотелю.

Ф.М.Дягилев. Из истории физики и жизни ее творцов.

Другие биографии категории:

Пифагор Самосский

Отзывы читателей: Ваше сообщение будет первым.

Пожелания, уточнения, дополнения:

Ваше имя


Текст сообщения

9 минус 6 будет: