Фальконе Этьен Морис (Etienne Maurice Falconet)

Фальконе, Falconet, скульптор

Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet)

Родился 1 декабря 1716 года в Париже.

Умер — 24 января 1791 в Париже.

Французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.

 

Ученик Лемуана, сын очень бедных людей; родился в Веве, на Женевском озере. Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева, который заставлял его изготовлять болваны для париков. Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики. Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, что, будучи всего 28 лет от роду, за группу "Милон Кротонский, убивающий льва" (наход. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Перед тем и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование изучением классических языков, истории и литературы.

амур

В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна ("Моление о чаше"), остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

Милон Кротонский

В 1754 г. Фальконе избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. К числу произведений, исполненных им около этого времени, принадлежат фигуры Пигмалиона и Амура, грозящего пальцем (мраморн. экземпляр в Имп. Эрмитаже, в СПб.), принадлежавшая Вольтеру и которую он считал верхом совершенства, а также несколько статуй, изваянных для парижских церквей, между прочим "Се раба Господня", "Христос в Гефсиманском саду" (обе для церкви св. Роха) и "Св. Амвросий" (для црк. Инвалидов).

В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Имп. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к нему очень милостиво. Отливка конной статуи преобразователя России, существенной части этого монумента, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, причиною чему были многие его враги и полемика, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента, и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г.

Медный всадник

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Петр 1

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

ВИКИПЕДИЯ

Три грации

Он известен не только как ваятель, но и как автор "Размышлений о скульптуре" ("Reflections sur la sculptur", П., 1761) и других сочинений, собрание которых ("Oeuvres d'Etienne Falconet, statuaire") в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как "души произведения", — тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Фальконе вышла в свет в Париже, в 1808 г.

Другие биографии категории:

Орлова Хана

Отзывы читателей: Ваше сообщение будет первым.

Пожелания, уточнения, дополнения:

Ваше имя


Текст сообщения

4 плюс 7 будет: